Идея поездки на Афон возникала ещё в марте этого года. Как я понял, спонтанно и неожиданно. Была задумана поездка на машинах до города Урануполиса (от которого отходит паром на Святую Гору) через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию. Планировали ехать на двух машинах вшестером. Как это случается, в последний момент все планы изменились. Между некоторыми участниками поездки возникла ссора, в итоге нас стало на двое меньше. Затем за 3 недели до отправления оказалось что ещё у одного человека истекает загранпаспорт и поменять его он не успел. В итоге нас осталось двое и полетели мы на самолёте до Салоников…
Святая Гора находится на одном из полуостровов греческого региона Халкидики. Самый простой способ добраться туда – сеть на самолёт до Салоников, далее наземным транспортом до городка Урануполис, что в 130 километрах от Салоников, затем на пароме до монастырей Святой Горы.
10 июля
Мы планировали доехать на машинах до Урануполиса. Но пришлось лететь на самолёте, затем на автобусе до Урануполиса. С аэропорта Салоников до атобусной станции КТЕЛ Халкидики прямых автобусных рейсов не существует. Ехать надо с пересадкой на автобусной станции КТЕЛ Македония на 78 автобусе, затем на 45 до нужной станции КТЕЛ Халкидики. Имеет смысл это помнить. Но мы поступили проще и на такси за 15 евро и за 10 минут доехали до нужной автобусной станции, за 12.5 евро купили билет до Урануполиса и через час уже ехали в сторону Святой Горы.
Всё паломничество по дороге нам попадались интересные люди, и поездка на автобусе оказалась не исключением. Ехал с нами человек в рясе, с длинными седыми волосами и не менее длинной седой бородой, лет 50-ти. Был он монахом или же послушником мы так и не спросили. В первый раз мы его заметили, когда садились в самолёт. А в атобусе он сам с нами первый заговорил, и когда узнал, что мы тоже едем на Святую Гору, то рассказал нам в подробностях местные реалии. Например, оказалось, что диамонитирион можно попробовать получить раньше, а на самом Афоне оставаться до тех пор, пока не подойдёт к концу греческая виза. В монастырях редко смотрят на дату окончания действия диамонитириона, так что остаться без крова и еды будет крайне сложно. Так же, оказалось, что он заселяется в тот же отель, что и мы. Более того, делает это не в первый раз, так что знает там всех.
После заселения, в компании с монахом-послушником сходили в таверну, которую он посоветовал (владелица оказалась русской), наелись там от пуза после чего нас срубил послеобеденный сон. Еле заставили себя выйти на пляж и поплавать. Вода была тёплая, как парное молоко. Так что не вылазили из воды часа 2….
11 июля
По предложению нашего попутчика попробовали получить диамонитирион на день раньше. Ничего не получилось. Так что ещё один день отдыхали.
12 июля
Подъём в 7-30. Завтрак. Сбор вещей. Ненужные на Афоне вещи оставляем в камере хранения гостиницы. Через час, в 8-30 выходим из Графио Проскинитон со свежеподписанными диамонитирионами и сразу же направляемся к кассе парома, котрый идёт в 9-45 до Дафнии, по дороге заходя на пристани монастырей Хиландар (сербский), Зограф (болгарский), Костамонит и в монастыри Дохиар, Ксенофонт и Свято-Пантелеймонов (русский) монастырь. Сказывается греческая непунктуальность – паром отходит ровно в 10. Через час первая остановка у пристани монастыря Хиландар. Затем практически через каждые 10 минут следуют остановки у других монастырей и пристаней.
Наша первая остановка – монастырь Святого Пантелеймона. Это предпоследняя перед Дафнией остановка. До неё паром идёт почти 2 часа. Службы там идут на русском языке. Монахи – русскоговорящие. В отличие от ранее виденых с парома монастырей он не выглядит средневековой крепостью, что впрочем и неудивительно – отстраивался он в начале 19 века, когда пиратство в средиземном море было искоренено.
Первое, что должен делать паломник, желающий остановится в монастыре – посетить архантарики, показать диамонитирион архантаричному и получить координаты кельи где он будет ночевать. Там же все паломники (и проходящие и заселяющиеся) получают по 50 грамм узо, угощаются сладостями, могут попить чаю или кофе. В Пантелеймоне можно было попробовать монастырский квас.
Из всех посещенных во время паломничества монастырей Пантелеймон оказался самым строгим. У входа в архантарики висит целый стенд с правилами поведения паломников. В частности указывается, что паломник обязан посещать службы, проходящие в монастыре, причём участвовать в службах нужно в верхней одежде с длинным рукавом. В других монастырях эти правила скорее были рекомендательными и часто паломники и работники монастырей присутствовали на службах в футболках и спортивных штанах =). Фотографировать на территории не благословляется.
По заселении нам провели экскурсию по монастырю, показали находящиеся в нём мощи. Желающие могли покопаться в достаточно обширной иконной лавке (такого количества икон я больше на Афоне не видел).
Отдохнув с дороги пошли на вечернюю службу, затем трапеза и спать – вставать на утреннюю службу предстоит рано – начинается она летом в 4 часа утра.
13 июля
Ранний подъем хорош одним – к полудню обычно переделываешь все свои дела. После утренней службы идёт литургия, затем утренняя трапеза. По времени примерно получилось следующим образом: утренняя – 4-00, литургия – 6-00, трапеза – 8-30. В итоге после помывки в душе мы собираем вещи, выселяемся и ждём парома до Дафнии, который в 11-45 останавливается у причала монастыря. Путь наш лежит в Андреевский скит, что рядом со столицей полуострова Кареей. Каким будет следующий монастырь мы пока не знаем и дальнейших планов у нас нет вообще.
От порта Дафнии до Кареи ходят автобусы (3,5 евро с человека). Отходят обычно сразу после прибытия парома, так что посмотреть что находится в Дафнии не успеваем, сразу прыгаем в автобус и едем в сторону Кареи. Буквально в нескольких сотнях метров до конечной точки появляется Андреевский скит. Легко опознаем его по маковкам храмов (русская традиция – остальные церкви свои храмы маковками не украшают), водитель подтверждает, что это Андреевский скит – выходим.
Далее стандартная процедура: архантарики, 50 грамм узо, кусочки лукума и холодная вода. Архантаричный ворчит что мы не звонили и не бронировали место, но таки заселяет в келью, в которой уже находятся вещи другого русского паломника. Как оказалось позднее, этот паломник по имени Алексей находится уже третий месяц на Афоне, а в Андреевском ските находится третью неделю. Но это мы узнали уже потом. А сначала прогулялись до Кареи, посмотрели что там и как, потом вернулись к трапезе и вечернему богослужению (именно в таком порядке – трапеза была раньше). После трапезы помогли убрать за собой тарелки и пошли на вечернюю службу. Служба была на греческом, так что были не совсем понятны тексты, которые читали. Греческие песнопения отличаются от наших достаточно сильно.
После службы вернулись в келью. Через некоторое время. после послушания вернулся и наш сосед. Почти сразу за ним заскочил архантаричный и сказал, что нужна наша помощь. Как оказалось, игумен решил почистить дно одного из подвалов от земли нанесённой за несколько десятилетий дождевой водой. Собрали почти всё население Андреевского скита, так что справились достаточно быстро. После работ рубашки можно было выжимать. И тут первый сюрприз – оказалось, что в ските для паломников душ отсутствует. Так что пришлось умываться под кранами =).
Вечером к нам заскочил ещё один русский трудник по имени Фёдор. Сидели в келье долго, узнали много интересного. Оказывается, ещё лет 40 назад скит был русским, но со смертью последнего монаха оказался заброшенным. Новый игумен пришёл в скит с небольшой братией около 10 лет назад и начали восстанавливать скит. Игумен был греком. Так русский скит превратился в греческий. Ещё узнали про крайне печальную судьбу русского присутствия на Афоне. На текущий момент по негласному распоряжению вселенского патриарха русских не постригают в монахи. Похоже греки крайне боятся усиления русского влияния на Афоне (в своё время, ещё до того как Греция стала полностью независимой от Турции русских монахов было в районе 5 тыс. на Горе – самая многочисленная “диаспора” на тот момент). Кроме этого, так же непонятна судьба грузинского монашества. На текущий момент служб на грузинском языке на Афоне не ведётся, и выделять под эти цели помещений никто не хочет.
Тогда же, с помощью Алексея, составили дальнейший маршрут паломничества. Нас ждали Ватопед, затем Зограф и Хиландар.
14 июля
Утром решили пофелонить, так что встали в 6 утра и пошли на литургию. Затем трапеза, небольшие сборы, прошание с Алексеем и выдвигаемся в Карею.
Алексей рассказал, что до Ватопеда из Кареи ходит маршрутка. Если повезёт, то можно уехать до приезда основной массы паломников, которые приезжают на пароме. Нам не повезло, уехать получилось только с основной массой паломников. Пока их ждали зашли в Потат и продлили наши диамонитирионы на пару дней. Так же зашли в местную церквушку, в которой находится одна из самых знаменитых чудотворных икон Афона – “Достойно есть”.
В итоге в сторону Ватопеда уехало 3 маршрутки (около 60(!) человек). Ватопед – один из самых крупных и влиятельных монастырей на полуострове. Неудивительно, что так много паломников едет в него. По дороге к монастырю находится шлагбаум и будка с охранником, который проверяет проезжающие маршрутки. В связи с большим потоком паломников в первую очередь пропускают тех, кто записывался. Если оставшимся может не хватить мест в архантарики, то маршрутку могут развернуть и отправить в Карею или другие монастыри.
Но нам повезло, для нас мест хватило =). Заселили нас в шестиместную келью с двумя французами (похоже они между собой общались на французском) и двумя паломниками, чью национальность идентифиццировать мы не смогли. В келье был кондиционер (!) а на этаже душевая кабина. Последняя была очень кстати после наших трудовых подвигов в Андреевском ските. =)
Немного отойдя от путешествия спустились во двор монастыря, где нас ждал русскоговорящий монах, который собирался провести экскурсию по монастырю. В монастыре находится несколько чудотворных икон. История монастыря начинается веке в 6, достаточно интересна. Поводили нас по всему монастырю, показали чудотворные иконы, выдали небольшие бутылочки с маслом из светильников, которые горят перед этими иконами, показали мощи. Попросили помочь в наполнении этих бутылочек для новых паломников.
После экскурсии у нас было буквально полчаса до вечерни. Решили прогуляться на набережную. Компанию нам составил русский паломник Игорь из Питера. Наткнулись там на троицу греков. Когда они узнали что мы русские – то один из них сказал, что изучает русский язык. Дальше общались на смеси русского и английского =).
Вчерня была на греческом…
Трапезная в Ватопеде представляет собой большой крестообразный зал, в котором стоят мраморные столы, похоже установленные с самого основания монастыря – настолько мрамор протёрт и выбит. Трапезная была полна, похоже, едь с нами ещё одна маршрутка незаписанных паломников – их бы не пропустили.
После обеда с Игорем пошли наполнять бутылочки маслом для следующих групп паломников. Я думаю, для пары сотен паломников бутылочки мы приготовили =). Игорь поделился читерским способом использования европейских авиа дискаунтеров. Оказывается из Питера в Хельсинки можно уехать на такси. Ну а дальше, как белый человек, не переплачивая монополистам, летать за разумные деньги. Способ этот, правда, подходит только жителям Питера =).
15 июля
Утром опять фелонили, так что проснулись только к литургии, затем пошли на трапезу. Затем небольшие сборы, попрощались с Игорем, который собрался на катере в сторону Иверского монастыря, и на маршрутке отправились в Дафнию.
В Дафнии докупаем подарки и сувениры – до парома часа полтора. Так что времени предостаточно. Успели перекусить. Дальше паром и пристань монастыря Зограф. От неё ведёт дорога до монастыря – километра 3. Дорога в гору и по жаре. Так что шли с остановками и дошли примерно за час (может чуть побыстрее). Всего нас сошло на пристани трое – мы и ещё один румын. Румын был подготовлен к пешим переходам и вооружен палкой, так что сразу обогнал нас и ушёл вперёд. Встретились мы с ним заново в архантарики монастыря Зограф.
Минут через 20 появился архантаричный – весёлый и общительный мужик. Разговаривал он с нами на русском с небольшим акцентом. Рассказал, что раньше читал много русской фантастики. Первый раз попал на Афон 10 лет назад. Угостил нормальным эспрессо (греческий кофе мне нравится не очень). Дал нам большую амбарную книгу, в которую мы самостоятельно себя записали. Посмотрели заодним предыдущих паломников. В основном это были болгары. Причём небольшими группами – до десяти человек.
Поселили нас в четырёхместной келье вместе с румыном к русскому послушнику из монастыря Кутлумуш, который был в монастыре второй день. Послушник ушёл несколько недель назад из Кутлумуша и путешествовал пешком по Горе от монастря до монастыря. До Зографа он был в Хиландаре и объяснил нам как до него идти и что в дороге можно увидеть.
Второй мой попутчик хотел у болгар исповедоваться, но к сожалению русскоговорящий исповедник уехал за день до этого в Карею по делам и по возвращении из Кареи не смог найти время чтобы встретиться с нами. Пришлось отложить это до сербского Хиландара.
Вечером стандартная программа – вечерня и трапеза. Вечерня служилась на болгарском языке, все тексты практически один в один с русским. Народу было в монастыре немного совсем. На трапезе было человек 30 наверно всего. Половина – братия, половина – паломники и рабочие.
Монастырь показался очень добрым и домашним. Фотографии этого ощущения не передают, но мне там, пожалуй, понравилось больше всего.
16 июля
С утра опять фелонили. Пошли на литургию и потом на трапезу. Потом распрощались с послушником из Кутлумуша и пошли по тропинке в Хиландар. От Зографа до Хиландара ведёт пешеходная тропа. Примерно посередине она пересекает грунтовую дорогу, которая идёт от пристани Хиландара до монастыря. Так что можно продолжать идти по тропе или же идти по грунтовой дороге. Буквально в километре от Зографа от тропы уходит ответвление в сторону пещеры святого Косьмы. Вся тропа – 10 километров и обычно её проходят за 2.5 – 3 часа. В самом начале перехода мы поняли, что совершили ошибку не озаботившись палками – пришлось их ломать из сушняка, которого было достаточно с обоих сторон тропы. После этого опираясь на палки идти стало намного проще. После пересечения грунтовой дороги решили идти дальше тропой. Через пару километров тропа раздвоилась. В правую сторону уходила более исхоженная тропа, в левую – менее, зато там была пирамидка из камней. Мы решили идти более хоженой тропой и в итоге пришли к какому-то полуразрушенному скиту. Обойдя его поняли, что свернули не туда – тропа кончалась у этого скита. Вернулись назад и пошли тропой помеченой пирамидкой из камней – буквально метров через сто увидели указатель на Хиландар. Дальше дошли без приключений. Итого дорога заняла около трёх часов.
Зашли в Архантарики. Новый сюрприз – мест нет. Нас об этом предупреждали и трудники из Андреевского скита и послушник из Кутлумуша. Мы надеялись на лучшее, но не получилось. Спустились попить кофе и вернулись назад к архантарики, чтобы отдохнуть перед дорогой до Эсфигмена (он находится примерно в 5 километрах от Хиландара, до него идёт хорошая грунтовая дорога, так что за 40 минут можно дойти).
Там же случайно встретились ещё с четырьмя русскими паломниками, которые так же неудачно зашли в Хиландар. В итоге все вместе и пошли до Эсфигмена.
Эсфигмен на текущий момент является крайне примечательным монастырём. Лет 40 назад после того как вселенский патриарх участвовал в службах с папой часть братии Святой Горы объявило его еретиком и обвинило в грехе экуменизма. Монастырей, которые перестали упоминать имя патриарха на службах на тот момент было несколько. Спустя некоторое время непокорная братия и игумены были выдворены из монастырей и на их места посажены более покладистые монахи. Остался только один монастырь, с которым этого не получилось сделать – Эсфигмен. 10 лет назад были очередные попытки выселить непокорную братию из стен монастыря, но ничего опять не вышло. Потом накалились отношения между вселенским патриархом и патриархом РПЦ и про Эсфигмен забыли. А непокорные монахи так и живут в монастыре. Живут при этом вполне себе хорошо. Примечательно что над монастырём развивается три знамени – греческий государственный флаг, жёлтый стяг Палеологов с двухглавым орлом и чёрный флаг с надписью “Православие или смерть”.
Придя в архантарики Эсфигмена наткнулись на монаха который упорно называл нас московитами =). Заселили нас в итоге всех вместе в шестиместную келью. Сбросив рюкзаки отправились вчетвером (оставив двух попутчиков в келье) назад в Хиландар на поиски русскоговорящего исповедника. Компанию нам составили паломники Андрей и Алексей. Первый тоже хотел исповедоваться. Кроме этого он знал как выглядит исповедник из Хиландара.
Пока мы ходили в Хиландаре кончилась вечерня, так что пришли мы к моменту когда все начали заходить в трапезную. Завидев нас какой-то монах спросил почему мы не заходим в трапезную. Мы сказали, что не живём в архантарики Хиландара, но монах всё равно сказал, чтобы мы шли в трапезную.
Небольшое отступление. Эсфигмен считается раскольническим монастырём, поэтому обычным православным нельзя участвовать в таинствах проводимых братией монастыря (в том числе присутствовать на трапезе). По словам Андрея может уйти благодать. Так что морально мы готовились к суточному воздержанию от еды (из еды с собой у нас оставалось полшоколадки =))). И тут, придя в Хиландар, мы оказались в трапезной!
После трапезы, получив благословение у игумена монастыря, пошли искать исповедника и почти сразу нашли его у одного из входов в центральном храме. Мой попутчик и Андрей исповедовались и мы галопом помчались в сторону Эсфигмена, так как было непонятно когда закроют ворота монастыря. В Эсфигмене их открывают с восходом и закрывают с закатом. Времени было уже много и солнце практически село, так что мы имели все шансы не успеть до закрытия и пришлось бы нам ночевать на пристани монастыря =). Но и тут нам повезло и мы успели вовремя. Нас уже ждал русскоговорящий монах-осетин, который накормил нас арбузом, который остался после трапезы. К нашему нежеланию участвовать в трапезе и уйти из монастыря до восхода солнца (чтобы успеть на утреннюю службу в Хиландаре) он отнесся с пониманием. Пока мы ели арбуз он рассказал нам немного про историю монастыря и про текущее его положение. Оказывается именно монах этого монастыря Антоний Киево-Печерский принёс традиции монашества на Русь. В связи с этим достаточно много денег в него в своё время вкладывали русские. Последние лет 20 монастырь находится в своеобразной экономической блокаде со стороны других монастырей, что впрочем, не мешает ему вполне успешно существовать. Более того монастырь сел на конёк греческого национализма (стены архантарики увешаны портретами греческих героев времён борьбы за независимость от Турции, в помещении где нас принимали висит изображение Святой Софии из Константинополя, с вполне очевидным подтекстом), что обеспечивает постоянный приток молодых греческих паломников. Плюс рядом находится Хиландар, с небольшим количеством коек для паломников – так что люди идут в Эсфигмен постоянно и из Хиландара. Распрощавшись с монахом пошли отсыпаться, утром нужно было вставать в четыре.
17 июля
Подъём в 4. Утренние процедуры и выходим из монастыря в темноту, немного разбавленную лунным светом. Хорошо, что на Афоне нет крупных хищников. Добираемся до Хиландара без проишествий и попадаем на утреннюю, а затем литургию. За счёт длительных песнопений литургия растянулась аж на 3.5 часа. Сербские тексты немного отличаются от болгарских. Понимается уже не всё как у болгар, но достаточно. Затем трапеза и отправляемся ждать маршрутку до пристани.
Пока ждали приехало две маршрутки паломников с утреннего парома. Приехал какой-то сербский пионер-лагерь – человек 30 пацанов лет по 12-14 во главе с батюшкой. Вот кто обеспечивает постоянный приток паломников =). Батюшка долго обнимался с архантаричным и передавал приветы из Белграда. Наблюдая за ними дождались маршруток, которые шли к парому в сторону Урануполиса. Народ как только выбрался на пристань сразу начал переодеваться в шорты майки и шлёпанцы =Р. В итоге к приходу парома из толпы суровых бородатых мужиков получилась толпа отдыхающих.
Потом был приезд в Урануполис, заселение в гостиницу, поздний обед и последний поход на пляж и купание. В 5-30 следующего дня был наш автобус в сторону Салоников. Если бы поехали на следующем (в 8-00) рисковали не успеть на самолет, который отлетал примерно в 12-30.
18 июля
Очередной утренний подъём. Похоже это превращается в привычку. Успешно загрузились в автобус и через 3 часа были в Салониках на автобусной станции КТЕЛ Халкидики. Подходим к такси – на них какие-то непонятные надписи прилеплены на греческом, таксистов нет. Походили, поспрашивали – оказалось в этот день греческие таксисты соизволили устроить забастовку в Салониках, так что пришлось ехать на общественном транспорте. Благо водитель одного из нужных нам автобусов немного говорил по английски, так что смог объяснить (а точнее подтвердить) как добираться до аэропорта на автобусах. Сначала на 45 автобусе доехали до станции КТЕЛ Македония, а от неё на 78 до аэропорта. Итого дорога занала более полутора часов. 45 минут ехали на 45 автобусе, минут 10 ждали отправления 78 автобуса и на нём ехали примерно 45 минут до аэропорта. В итоге приехали таки примерно за полтора часа до вылета…
Ну а дальше всё было скучно и не особо интересно.
Так все и было, подтверждаю) Текст со свойственной тебе тягой к упорядочиванию и конкретике, ок..)